Top.Mail.Ru
? ?
Кот. Седой Кот
уж кто бы спорил
Spektrum (Германия): человечество вымрет — это точно 
8th-Jan-2020 09:39 pm
Седой Кот
Конец человечества в результате изменения климата
Spektrum.de, Германия

Действительно ли человечество вымрет по собственной вине? Есть аргументы и за, и против. Вот личное мнение ученого.



Человечество вымрет, это точно. История Земли убедительно доказывает, что виды не могут существовать бесконечно долго, и идея, что мы по каким-то внутренним причинам являемся исключением из этого правила, относится скорее к области религии. Неясно только, когда и каким образом наступит конец.

Но тезис о том, что человечество может погибнуть в результате изменения климата, принципиально не так уже абсурден хотя бы потому, что резкие изменения климата и вымирание видов в истории нашей планеты находятся в тесной взаимосвязи. Но ждет ли человечество именно такая судьба, сказать трудно.

В настоящее время на Земле живут почти 8 миллиардов человек, и практически невозможно, чтобы все они погибли в течение нескольких месяцев или лет в результате какой-то страшной катастрофы, как это показывают в апокалиптических фильмах. Шанс натворить подобное есть, пожалуй, только у по-настоящему большого астероида или у 15 тысяч атомных бомб по всему миру. Но первое крайне маловероятно, а второе — лишь предположение.

Вымирание остается загадкой

Намного интереснее вопрос, произойдет ли с нами то же самое, что и с другими видами, которые вымерли в результате изменения климата на планете. Это не так зрелищно как в кино, но само по себе достаточно интересно. Почему вымирают виды — в результате изменения климата или по другим причинам — до сих пор остается загадкой.


В истории Земли вымирание, если рассматривать его на протяжении долгого времени, представляет собой статистический процесс, происходящий по воле случая. Но в определенные периоды из-за кризисов — как сейчас, например — вымирает значительно больше видов, чем в среднем. К сожалению, лишь в отдельных случаях известно, в результате действия каких конкретных механизмов в ходе истории Земли происходило вымирание видов и, прежде всего, о каких видах в тех или иных обстоятельствах шла речь. Многие виды переживали один кризис только для того, чтобы в определенных условиях погибнуть в следующий. Возможно, что это действительно был вопрос везения.

С другой стороны, можно выявить схемы, указывающие на определенные закономерности. Точные характеристики вида — размеры, способы питания и размножения и так далее — вероятно, влияют на риск исчезнуть во время кризиса. В этой области ведутся многочисленные исследования, потому что сегодня из-за резких изменений окружающей среды многие виды животных и растений подвержены серьезным проблемам. Есть доказательство, что изменения климата и вымирание видов определенным образом связаны между собой: чем быстрее происходят изменения климата и чем значительные эти изменения, тем выше вероятность массового вымирания видов.

Кто переживет кризисы

Кроме того, климат — это лишь часть проблемы. Названное «кризисом биодиверситета» опустошение экосистем, аномальное увеличение числа новых инфекционных заболеваний, поражающих не только людей, и драматические изменения в круговороте азота также оказывают давление на многие виды. Интересно, конечно, было бы узнать, умудрится ли когда-нибудь и человечество попасть в Красную книгу.

Первым приходит на ум контраргумент, что мы целенаправленно изменяем окружающую среду себе на пользу и поэтому просто не столкнемся с этой проблемой. Но думаю, что этот аргумент малоубедителен. Во-первых, потому что понятие «себе на пользу» включает в себя множество самых разных мотиваций, не в последнюю очередь развитие экономики и обретение нового жилого пространства, а во-вторых, такие изменения имеют непредсказуемые последствия.

Но есть и хорошая новость: факторы, которые, скорее всего, делают животных более уязвимыми перед лицом кризисов, к нам не относятся. Практически общепризнано, что небольшое количество индивидуумов, небольшой ареал их распространения и неспособность перемещаться на большие расстояния говорят о том, что шансы данного вида на вымирание очень велики. А вот распространенный по всему мир вид с 8 миллиардами индивидуумов, из которых, согласно статистике, каждый год половина с помощью реактивных двигателей перемещается в пространстве, в эту категорию повышенного риска не попадает.

Но другие наши качества несколько проблематичны. Мы, люди, — довольно многочисленный и долгоживущий вид, производящий мало потомства, но зато с высокими шансами на выживание. В отличие от нас, мыши живут приблизительно один год и производят новых мышей каждые две недели. Какая из этих двух стратегий выживания в кризисе лучше, неясно.

О людях и мышах

С одной стороны, популяции животных с короткими репродуктивными циклами подвержены более сильным колебаниям и тем самым имеют высокий шанс при неудачном стечении обстоятельств сойти на нет. С другой стороны, долгоживущим организмам нужно значительно больше времени, чтобы оправиться от кризиса, и поэтому они дольше восприимчивы к болезненным повторным ударам. Другой возможный фактор — это основной обмен, то есть минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма в стандартных условиях. Если он экстремально высок, как в нашем случае, то риск вымирания увеличивается, так же как и у моллюсков. Необычный размер тела у млекопитающих — как очень большой, так и очень малый — также можно рассматривать в наше время как недостаток, повышающий риск вымирания, и это тоже говорит не в нашу пользу.

Открытым остается вопрос, помогут ли нам выжить техника и культура или же они наоборот сделают нас более уязвимыми. С одной стороны, технические средства вот уже многие тысячелетия делают нас более независимыми от колебаний окружающей среды, и в будущем будет так же. С другой стороны, в культурном и социальном отношении мы попадаем во все большую зависимость от них. Это означает: если техническая инфраструктура перестанет функционировать на продолжительное время, нам будет трудно существовать на более низком уровне, потому что у нас отсутствует соответствующее ноу-хау.

Кроме того, многие общества с высокой плотностью населения без этой инфраструктуры бывают неспособны удовлетворить элементарные потребности в воде и пище. Это, скорее всего, приведет к хаосу и уменьшит способность людей справляться с кризисом с помощью технических и культурных мероприятий.

Я лично не верю, что техника и культура значительно изменят положение. Временные периоды, с которыми мы в данном случае имеем дело, слишком различны. Сейчас человеческим обществам трудно представить себе, что будет даже через сто лет, а возможное вымирание — процесс, который будет протекать в течение жизни от пяти до десяти, а то и большего количества поколений и который за тот же период времени можно будет предотвратить. Кроме того, существует риск, что попытка справиться с изменениями климата целенаправленными действиями из-за непредвиденных эффектов закончится плохо.

Никаких гарантий

Но все это в конечном итоге чистой воды предположения — в ту или иную сторону. Насколько мне известно, с научной точки зрения сегодня нет никаких доказательств, что климат в будущем серьезно угрожает существованию человечества. Хотя быстрое и заметное изменение климата и повышает риск для всех видов, но накопленные нами до сих пор знания о вымирании дают нам право думать, что мы относимся к видам, находящимся в меньшей опасности.

Действительно ли подверженные меньшей опасности виды вне угрозы, зависит, конечно, от того, насколько бурно будет развиваться кризис. Кроме того, есть целый ряд предупредительных сигналов, которые могут указать на соответствующие риски. Но не только изменения климата могут сыграть роковую роль. Хватит и того, что они усугубляют другие процессы. Например, конфликты, способные привести к глобальной ядерной войне. Но все это, как уже было сказано, предположения.

Но и без воздействия климата повсеместно происходящий многократный рост смертности почти во всех группах животных — серьезный повод для беспокойства. И при быстром изменении климата ситуация к лучшему не изменится. Биотические кризисы плохо отражаются на пищевых сетях, и тот, кто в них находится на самом верху, опустится ниже. Кроме того, мы просто не знаем, отчего действительно зависят выживание и гибель видов в фазах вымирания, поэтому было бы поспешным рассматривать имеющиеся сегодня знания как достаточно надежные.

Ларс Фишер (Lars Fischer)

источники:
рос - https://inosmi.ru/science/20200108/246543937.html

гер - https://www.spektrum.de/kolumne/das-ende-der-menschheit-durch-den-klimawandel/1681748


Comments 
25th-Dec-2020 07:15 am (UTC)
Вымрет мертвое...живое воскреснет...
(Deleted comment)
18th-Mar-2021 05:30 pm (UTC)
тоже версия...
только вопрос грани добро\зло, как всегда, относителен ))
5th-May-2021 06:31 am (UTC)
"Человек боится даже думать о том, что тот же Плутон, не говоря уже о Марсе, были его домом", — доказательства будут?

"Сами же учёные подтверждают тот факт, что наличие метана на планете, признак наличия биологической формы жизни, либо сейчас и здесь, либо за долго до нас", — фамилии учёных будут?

"а некоторые свидетельства намекают на то, что они как раз были, но по каким-то причинам были утрачены", — свидетельства в студию.

"Я и раньше писал о том, что учёным так проще, быть изгнанным из сообщества за "ересь" ни кто не хочет, поскольку головы полетят и карьеры авторитетов, но они лучше выкинут еретика, нежели позволят подорвать свой авторитет", — ещё одна глупость.

"Николай Стариков где-то нашёл библию, в которой написано, что Рай рукотворен", — т.е. какой-то хуй с горы сказал, что якобы что-то нашёл — и вы поверили?
(Deleted comment)
26th-May-2021 12:44 pm (UTC)
А вы что думали? Что вы ляпнете какую-нибудь хрень — и все будут поражаться вашему уму?
(Deleted comment)
26th-May-2021 04:33 pm (UTC)
Такой информации в любом книжном магазине полно в разделе "Фантастика". Но вы же на истину претендуете. Так чем докажете истинность своей информации?
(Deleted comment)
26th-May-2021 05:55 pm (UTC)
Ах-ха-ха-ха-ха!!!! Какой предсказуемый ответ! Вечно ваша порода на нём палится!

Нет, дурачок, это не тебе должны доказывать, что ты неправ. Это ТЫ должен доказывать свою правоту. Бремя доказательства лежит на утверждающем. На постулирующем что-то новое.

С чего ты должен доказывать? Ну как бэ уважающие люди отвечают за базар. Или ты просто трепло?

Я ведь тоже так могу: твоя мать — подзаборная блядь, а ты — пидорас. Не нравится? А ТЫ ДОКАЖИ ОБРАТНОЕ!
(Deleted comment)
27th-May-2021 03:09 am (UTC)
Деточка, а с какого дерьмового рожна я должен искать доказательства ВАШИХ слов?

ВЫ утверждаете, ВЫ и доказываете. Никто не обязан вам доказывать, что вы неправы. Зато вы обязаны доказывать свою правоту, если хотите, чтобы к вам прислушивалось не только легковерное быдло, но и разумные люди.
(Deleted comment)
28th-May-2021 02:51 pm (UTC)
А ты физик что ли, что так лихо опровергаешь физиков?

И каким раком движение планет относится к твоим словам, что люди якобы раньше жили на Марсе и Плутоне? Где этому доказательства?
(Deleted comment)
28th-May-2021 07:44 pm (UTC)
"Ну не физик я, и, что? Мне, что запрещено в эту область науки соваться?"

Скажем так: развитый разумный человек и не полезет в ту область, в которой он разбирается, как свинья в апельсинах.

А я вот не медик. И чо, мне запрещено в эту область лезть? Или я не тварь дрожащая и право имею? Давай вот тебя полечу — могу зубки, например. Есть у меня свои метОды. Не хошь? Чо, ссышь что ли?

"Я и специальную теорию Эйнштена Е=мс2 опроверг", — убоганькый, а с чего ты вообще решил, что ты её опроверг?
(Deleted comment)
29th-May-2021 01:55 pm (UTC)
"это уравнение прироста кинетической массы, а не массы тела", — и с чего ты это взял?
(Deleted comment)
29th-May-2021 02:05 pm (UTC)
Что мне искать? Сраное лженаучное дерьмо от недоучившихся полудурков?
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
17th-Jun-2021 08:21 am (UTC)
Человечество с точки зрения эзотерики - нервная система планеты Земля как живого организма. (Иначе с чего бы она увеличивалась в размерах?) А мы - её нервные клетки (только одни в пятке, например, а другие - в мозгу).
9th-Sep-2021 11:01 pm (UTC)
На Земле времена года сменяются с завидной регулярностью, хоть и по разному в каждом из Веков.
В Солнечной системе Времена Веков сменяются с такой же регулярностью, хоть и по разному в каждом из неких периодов, о которых ежели кто то и слышал, но молчит.

Осень для пшеницы конец жизни, а для людей это время жатвы.
Железный век для людей время апокалипсиса, а для драконов очередная жатва.

Не было бы крестьян, не было бы и весенне-посевных работ.
Не было бы драконов, никто бы всеядных не разводил.

Все о людях и драконах в фильме Восхождение Юпитер от самой Клеопатры.
Кто не верит, пусть у нее и спрашивает.
Или ждет 2033 года, хорошенько упрятавшись на время жатвы и от системы Аватар Пять Жи и от реинкарнаторов Старлинк Спейс Икса. Дабы позавидовать мертвым - Золотой Век для всеядных сродни зимы для попрыгуньи-стрекозы.
13th-Nov-2021 06:10 am (UTC)
Конечно, человечество рано или поздно вымрет, только не из-за «изменения климата»! Это единственный вид в истории Земли, который СПОСОБЕН обеспечивать себе МИКРОКЛИМАТ! Поэтому люди живут даже на Антарктиде!
18th-Dec-2021 10:02 am (UTC)
Точно вымрет, ну и хрен с ним 1)-ЗАЧЕМ ДУРАКУ СТЕКЛЯННЫЙ НУЙ- 2)-СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ-

3rd-Feb-2022 02:42 pm (UTC)
Друзья, давайте все умрём!
К чему нам жизни трепызанье? (с)

Вот раньше я знал, что попса от науки есть в области социологии -- её делают левадасты. Оказывается, от биологии тоже есть попса. Надо этому Ларсу медаль Киркорова выдать...
18th-Feb-2022 02:45 pm (UTC) - Выживание человечества в условиях ядерной зимы
Господа ученые, не надо заводить рака за камень.Все гораздо проще. Исходить надо с того, что людей на Земле становится все больше и больше, а экологически чистой воды и еды — все меньше и меньше. Я не говорю уже о природных ресурсах. И это уже проблема, на решение которой имеется только четыре способа:

1. Снижение численности населения;
2. Расселение густонаселённых ландшафтов в менее населенные и богатые природными ресурсами;
3. Мощный технологический прорыв в сельском хозяйстве и энергетике;
4. Идеологический.

Паразитирующий Запад выбрал первый и заявил это на Давосском саммите.
Значит будет война. Настоящая, термоядерная.

При подрыве 200-т мегатонных боеприпасов под водой, смоются все страны, у кого преобладает береговая инфраструктура, кроме России. Это Сатаровский сценарий. Но при подрыве таких боеприпасов сработают все вулканы и Земля закроется от солнечной радиации на сотню лет, и выживем только мы с Путиным…. Все кто не с нами сдохнут не успев помолиться. Эт я Вам говорю.
This page was loaded Apr 20th 2024, 9:36 am GMT.