?

Log in

No account? Create an account
Кот. Седой Кот
уж кто бы спорил
Самый позорный день Америки: Первая и последняя битва «Аризоны» 
8th-Dec-2018 10:42 pm
Седой Кот
Самый позорный день Америки:
Первая и последняя битва «Аризоны»


Как грозная «морская крепость» ВМС США ушла под воду за считанные минуты



77 лет назад, 7 декабря 1941 года, японская авиация нанесла мощный удар по американской военной базе на Гавайских островах Перл-Харбор. В результате атаки с воздуха, поддержанной силами подводного флота, японцы потопили четыре линейных корабля ВМС США, два эсминца, один минный заградитель. Ещё четыре линкора, три лёгких крейсера и один эсминец получили повреждения. Были сожжены около 200 американских самолетов. Потери в живой силе составили 2403 человека. Половина из них пришлась на линкор «Аризона».

Америка была в шоке. 7 декабря многие называют самым позорным днем Америки.

Путь «Аризоны»

В начале ХХ века среди американских стратегов были весьма популярны суждения относительно того, что положение государства в мире определяется его военно-морской мощью. Произошло это, в частности, под влиянием идей известного военного теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. В США началась постройка мощных линкоров.

В 1912 году генеральный совет флота США одобрил строительство линкора «Аризона» типа «Пенсильвания». Корабль был заложен в марте 1914-го на верфи Brooklyn Navy Yard в присутствии помощника морского секретаря Франклина Рузвельта, которому было суждено через 27 лет уже как главе государства, оповестить американцев о гибели судна. 19 июня 1915 года линкор спустила на воду. Посмотреть на это событие собрались около 75 тыс. человек, включая мэра Нью-Йорка Джона Митчела и губернатора Аризоны Джорджа Ханта. Так как штат, в честь которого получил свое имя линкор, незадолго до этого стал «сухим» — то есть в нем запретили производить и продавать алкоголь — по настоянию губернатора об борт корабля решили разбить сразу две бутылки — одну с игристым вином, а другую — с чистой водой, набранной на плотине Рузвельта. Крестной матерью судна стала 17-летняя Эстер Росс, происходившая из семьи аризонских первопоселенцев.


«Аризона» представляла собой впечатляющее зрелище. Ее длина составляла более 185 метров, ширина — почти 30, стандартное водоизмещение — 31400 тонн. Толщина защиты главного броневого пояса достигала 343 мм. Приводилось в движение судно 4-я турбинами и 12-ю паровыми котлами. Максимальная скорость составляла более 21 узла. На корабле были установлены 4 артиллерийские башни, в каждой из которой располагалось по три 356-мм/45 орудия Mark 3. Кроме того, «Аризона» обладала противоминным и зенитным вооружением и двумя торпедными аппаратами. Это была настоящая плавающая крепость. В дальнейшем в ходе модернизаций на корабле были усовершенствованы система управлениям огнем и энергетическая установка, а также усилено противовоздушное вооружение.

Хотя уже в ноябре 1916-го линкор вышел в море, повоевать с германским флотом ему не довелось. «Аризона» участвовала в учениях у берегов США и в Карибском море, и исправляла на нью-йоркской верфи неполадки в энергетической установке. Кроме того, она использовалась как учебное судно, на котором проходили подготовку артиллеристы вооруженных торговых судов, пересекавших Атлантический океан. По некоторым данным, командование военно-морскими силами США опасались, что корабль стоимостью более 12,5 млн. долларов может погибнуть, повстречав в океане подводную лодку противника.

В итоге, собравший в ходе учений и соревнований множество наград линкор покинул прибрежные воды США уже после подписания Компьенского перемирия. «Аризона» вошла в эскорт направлявшегося на переговоры в Европу президента Вудро Вильсона, а затем доставила возвращавшихся из Европы домой американских военнослужащих.

В 1919 году «Аризона» с целью демонстрации флага и защиты американских граждан зашла в Средиземноморье, и некоторое время находилась в районе боев между греками и турками. На ее борту нашло убежище некоторое количество беженцев из зоны конфликта. Миссия продолжалась менее двух месяцев. Линкор вернулся в США и в течение нескольких лет покидал Штаты только для участия в учениях. В 1931 году он доставил на Пуэрто-Рико и Виргинские острова президента Герберта Гувера. В 1933-м — участвовал в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в районе Лонг-Бич, а в 1934-м — в съемках фильма «В дело вступает флот».

Единственным заметным инцидентом в истории корабля до событий в Перл-Харбор стала попытка неизвестных вывести из строя его оборудование в сентябре 1939 года. Американская контрразведка три недели искала вредителей, но так и не смогла их обнаружить. Дело было закрыто.

В 1940 году «Аризона» приняла участие в учениях на Гавайских островах, по завершению которых задержалась в Перл-Харбор. В конце года она на время перебазировалась в Бремертон для проведения ремонта, но в январе 1941-го вернулась на Гавайи. Ситуация в Тихоокеанском районе накалялась и Вашингтон решил усилить там свое военное присутствие.

Курс на войну

Дело к большой войне между Японией и США шло около двадцати лет. Обе страны претендовали на лидерство на Тихом океане. Для Токио гонка была в известной мере неизбежной — Японии остро не хватало природных ресурсов, поэтому Страна восходящего солнца стремилась к экспансии и готова была бороться за каждый клочок суши. При этом нужно отметить, что ни событие 1931-го в Манчжурии, ни начало в 1937 году полномасштабной войны с Китаем, не заставили Вашингтон и Токио разорвать торгово-экономические отношения. На улицах Нанкина японские солдаты убивали, пытали и насиловали мирных китайцев сотнями тысяч, а Соединённые Штаты в это же время поставляли Японии все необходимое для того, чтобы сделать этот процесс как можно более «продуктивным». Поэтому сегодняшние обвинения со стороны западных политиков в том, что СССР, дескать, поставлял сырье в Германию вплоть до 1941 года, звучат просто смешно.

Поставки отдельных видов оборудования и топлива в Японию США прекратили только после того, как императорская армия вторглась во Французский Индокитай. Поставки же нефти в Страну восходящего солнца американцы прервали только летом 1941-го. Правда, это только подтолкнуло японцев к агрессии против Голландской Ост-Индии — им срочно был нужен доступ к энергоносителям. В целом же в Японии понимали, что столкновение с США, укрепившимися на Филиппинах, Гавайях и островах Микронезии, для Токио практически неизбежно, к нему упорно готовились. Однако Америка реагировала на это странно.

По данным современных источников, в октябре 1941 года Рихард Зорге выяснил, что нападение Японии на Перл-Харбор произойдет в течение двух месяцев. Данная информация ушла в Москву, а оттуда — в Вашингтон. Однако Штаты никак на это не отреагировали.

В ноябре информацию о готовящемся ударе донесли до американских бизнесменов, близких к Белому дому, симпатизирующие США представители германского дипломатического корпуса. И снова — ноль реакции.

6 декабря американская разведка перехватила переданную японскому посольству радиограмму, свидетельствующую о подготовке к войне. По времени, когда посольство должно было передать американской стороне соответствующую ноту, вычислили, что удар будет, скорее всего, нанесен по Гавайям. Эту информацию передали политическому и военно-морскому руководству. И снова — никаких активных движений.

Рано утром 7 декабря личный состав американской радиолокационной станции обнаружил группу летящих к Гавайским островам самолетов и доложил об этом непосредственному руководству, однако то заявило, что самолеты «свои» и на этом вопрос был закрыт.

О чем это все говорит? О чудовищном головотяпстве? Или о некоей странной игре? Возможно, ответ на этот вопрос мы никогда так и не узнаем. Но вернемся на «Аризону»…

Первая и последняя битва

Японцы хорошо подготовились к атаке на Перл-Харбор. Не учли они только одного — в это время на гавайской базе отсутствовали американские авианосцы. Правда, стояли там 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота — крепости, ставшие уже, по сути, достоянием прошлого. Это касалось и «Аризоны». Хотя корабль был еще совсем не стар, и не успел за время службы принять участие ни в одном сражении, его время уже уходило. Он был создан для Первой мировой войны, на которой его так и не решились применить. Эффективно противодействовать авиации противника, несмотря на модернизацию зенитного вооружения, он был не готов.

Со временем история с гибелью «Аризоны» обрастет множеством мифов. В частности, будут говорить о том, что корабль подвергся торпедной атаке и, параллельно, бомбардировке, при которой одна из бомб якобы попала ему в трубу. Однако историки утверждают, что данные сведения объективно ничем не подкреплены.

В 07:55 на «Аризоне» прозвучал сигнал тревоги. Примерно в 8:00 на корабль упала первая бомба. Основной авиаудар по линкору был нанесен ориентировочно в 8:10 797-килограммовыми бомбами. Согласно наиболее распространенной версии, четыре бомбы попали в сам корабль, а еще три — упали рядом с ним. Одна из бомб, скорее всего, попала в пороховой погреб. От взрыва и начавшегося пожара сдетонировал порох и в других погребах. От основного взрыва корабль был практически разорван пополам. Находившиеся на мостике контр-адмирал Айзек Кидд и командир линко­ра кэптен Ван Валькенбург, судя по всему, были убиты сразу. Всего из экипажа «Аризоны» численностью 1514 человек в результате бомбардировки, взрыва и последующего ухода под воду погибли 1177 военнослужащих. При этом были найдены тела всего 274-ех. Остальные моряки числятся пропавшими без вести. Потери на «Аризоне» составили примерно половину общих потерь вооруженных сил США в Перл-Харбор.



Память об «Аризоне»

Всё представляющее практическую ценность оборудование и вооружение с линкора было снято. Артиллерийские башни вместе с пушками использовали для строительства на Гавайях новых береговых батарей. В 1942 году «Аризона» была официально исключена из списков флота.

В 1950 году командующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд издал приказ о том, что над остовом «Аризоны» в память о жертвах в войне с Японией следует ежедневно поднимать государственный флаг США. В дальнейшем на основе остова линкора решили создать мемориал. Поперек палубы корабля установили понтон, а на палубе понтона — возвели павильон, из которого можно осматривать то, что осталось от американской плавающей крепости.

Строительство мемориала было завершено в 1962 году. В 1966-ом остов линкора включили в реестр национальных исторических мест США, а в 1989-м — объявили национальным историческим памятником. Выжившим после атаки на Перл-Харбор членам экипажа «Аризоны» предоставили право быть похороненными на корабле.

Сейчас обслуживание мемориала осуществляют совместно Служба национальных парков и Военно-морские силы США. Одна из самых больших проблем с содержанием мемориала заключается в том, что из остова линкора по сей день сочатся так называемые «слезы Аризоны» — остатки горюче-смазочных материалов, загрязняющие бухту.

Со временем сложилась традиция, что каждый президент США в обязательном порядке должен посетить мемориал «Аризоны». Так, Барак Обама пригласил с собой премьер-министра Японии Синдзо Абэ, и вместе с ним возложил венки к мемориальным плитам, на которых выбиты имена погибших моряков. А в ноябре 2017-го в мемориале побывал и Дональд Трамп.

Фактически остов «Аризоны» превратился для Соединенных Штатов в один из основных памятников, связанных со Второй мировой войной.

Нужно отметить, что американцы отомстили за «Аризону» сторицей. Бомбардировки Токио и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки унесли в сотни раз больше человеческих жизней.

Святослав Князев

источник - https://svpressa.ru/post/article/218492/


This page was loaded Dec 18th 2018, 8:19 pm GMT.