?

Log in

No account? Create an account
Кот. Седой Кот
уж кто бы спорил
Судьба ПАК ДА: Два «стратега» Россия не осилит 
15th-Jul-2018 09:23 pm
Седой Кот
Судьба ПАК ДА: Два «стратега» Россия не осилит

Нужны ли нашей Дальней авиации бомбардировщики, имеющие разные концепции?



Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), разработка которого идет в ОКБ Туполева, будет создан с применением стелс-технологий, заявил на совещании по исполнению гособоронзаказа Казанским авиационным заводом заместитель министра обороны Алексей Криворучко.

Казанский авиазавод в настоящий момент загружен двумя важнейшими для обороноспособности страны проектами. Здесь проводится модернизация первой очереди стратегического ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь» до уровня Ту-160М. Также начинает строиться более мощная машина — Ту-160М2. На этих направлениях работы «идут в графике, по ряду этапов есть небольшие отставания, есть и опережения», — заявил Криворучко.

Ситуация с перспективами нашей Дальней авиации, которая является носителем стратегического оружия сдерживания, неоднозначная. Ветеранов ДА — Ту-95МС — скоро надо будет отправлять на заслуженный отдых. Ту-160, хоть и является на нынешний день самым мощным в мире бомбардировщиком, но его авионика уже относится ко вчерашнему дню. Частично это отставание сокращается в модификации Ту-160М.

Но в Ту-160М2 по части бортового радиоэлектронного оборудования, как неоднократно нас информирует концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), совершен технологический прорыв. По приблизительным прикидкам, боевая эффективность Ту-160М2 должна превзойти эффективность базовой модификации в 2,5 раза.


Можно небезосновательно предположить, что омоложение ДА рационально проводить за счет принятия на вооружение ракетоносцев Ту-160М2. Собственно, это уже не только наши предположения, но конкретные решения правительства. Запланировано приобретение Министерством обороны пятидесяти ракетоносцев. Сейчас на Казанском авиазаводе уже строится первый Ту-160М2. Дебютный полет он должен совершить в 2021 году. Ну, а поступать в строевые части, предположительно, начнет в середине 20-х годов или чуть позже.

Интересно, что согласно планам, которые пока никто не отменил, ПАК ДА должен прийти в ВКС примерно в то же самое время. Одновременно создать, начать строить и осваивать авиацией сразу два стратегических бомбардировщика не может себе позволить даже страна, с несоизмеримо большим, чем у России, военным бюджетом.

Возникает вполне естественный вопрос: будут ли эти два бомбардировщика дополнять друг друга? В рамках концепции, согласно которой ДА является вооружением ядерного сдерживания, это маловероятно. Потому что малозаметность при наличии у России крылатых ракет рекордной дальности (до 5500 км) не имеет практического значения. Самолетам нет необходимости приближаться к зонам эшелонированной противовоздушной обороны противника.

Однако сирийский опыт показал, что содержание ДА, самолеты которой заняты исключительно патрулированием, то есть не участвуют в боевых действиях, это дорогое удовольствие. Да, у России теперь появились зоны интереса вдали от государственных границ. И мощные удары по наземным целям (стратегические бомбардировщики способны нести до 30−40 тонн боеприпасов) крайне полезны в ситуации применения самолетов ВКС вдали от родины. Здесь малозаметность играет полезную роль.

И тут нелишне изучить опыт наших главных «партнеров». Главная экспедиционная функция у них возложена на военно-морские силы. Тут и авианосцы, и крейсера, и фрегаты с управляемым ракетным оружием, и многоцелевые атомные подводные лодки.

Наш флот в дальней морской зоне представлен очень ограниченным количеством кораблей. А единственный авианосец, похоже, надолго встал на прикол в связи не столько с модернизацией, сколько с капитальным ремонтом всех его систем.

Совсем недавно выяснилось, что ситуация не выправляется, а усугубляется. На сайте Минпромторга была опубликована «Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года». Она предусматривает приоритетным направлением строительство кораблей малого водоизмещения для ведения боевых действий в прибрежных районах. Такие корабли до Сирии не доплывут однозначно. Называется это «москитным флотом», который раньше был популярен в Юго-Восточной Азии, им прекрасно пользовались пираты знаменитой мадам Вонг. Недавно такая стратегия была перенята Украиной. А теперь вот и мы до нее доросли.

США ограниченно используют в ударах за пределами своего материка дальнюю авиацию, вооруженную неядерными ракетами и бомбами. Поэтому их бомбардировщик B-2 Spirit сделан с максимальным использованием стелс-технологий. Собственно, низкая заметность американским «стратегам» необходима и для ядерного сдерживания. Ракета AGM-129 ACM с ядерной боевой частью, имевшая дальность в 3700 км, давно снята с вооружения. Разработка AGM-131 не была доведена до конца. И в настоящий момент Spirit способен переносить во внутренних отсеках только свободнопадающие ядерные бомбы. Так что этому бомбардировщику в случае возникновения конфликта высочайшего уровня придется влезать в зону действия ПВО.

Россия, похоже, решила пойти по тому же самому пути двойного назначения стратегической авиации. Без присутствия флота на дальних рубежах эффективность таких действий существенно снижается. Поскольку один фрегат с ракетным оружием, не говоря уж о крейсере, обладает значительно большей ударной мощью, чем звено стратегических бомбардировщиков.

Разработка ПАК ДА началась в ОКБ Туполева в 2009 году. К настоящему моменту о бомбардировщике известно лишь то, что он будет малозаметным. И что в нем используется аэродинамическая схема «летающее крыло». Он будет дозвуковым. И это все. Макет намереваются показать в этом году. Вполне понятно, что внешне его будет непросто отличить от американского бомбардировщика В-2 Spirit.

И это странно. Потому что концепция «Спирита» формировалась в конце 70-х годов, когда условия решения боевых задач были существенно иными. Сейчас комплексы ПВО (во всяком случае, наши С-400 и С-500) достигли такого уровня обнаружения и сопровождения целей, что для них не слишком существенно, обычный ли это самолет, или малозаметный. Но, конечно, если использовать летную технику против неразвитых в техническом отношении стран, а то и против террористов, то ситуация для «невидимок» существенно упрощается.

Известно, что каждый Ту-160М2 будет стоить 15 млрд. рублей. Это дешевле «Спирита», его стоимость перевалила за миллиард долларов. Но относительно стоимости ПАК ДА никогда никаких прогнозов не строилось. КРЭТ, разрабатывающий для него авионику, утверждает, что стоимость не будет запредельной. Это объясняется тем, что целый ряд бортовых систем у Ту-160М2 и ПАК ДА будет практически одинаковым. То есть БРЭО этих двух самолетов, относящихся с точки зрения аэродинамики к разным типам летательных аппаратов, максимально унифицировано.

Воспользовавшись этим заявлением крэтовцев, приведем известные характеристики БРЭО Ту-160М2 в расчете на то, что примерно то же самое будет установлено и на ПАК ДА.

В бомбардировщике используется РЛС с фазированной антенной решеткой. Новый комплекс управления оружием позволяет увеличить эффективность использования как самой дальнобойной крылатой ракеты Х-101/Х-102, так и корректируемых бомб.

Бомбардировщик приспособлен для участия в сетецентрических войнах за счет мощного цифрового оборудования и широкополосной связи по защищенным каналам.

Заместитель генерального директора КРЭТ Владимир Михеев утверждает, что комплекс обороны защищает бомбардировщик от ударов как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов существующих и перспективных авиационных средств поражения. Комплекс, по заявлению Михеева, способен обеспечить практически стопроцентную защиту самолета от всех угроз.

Живучесть самолета обеспечивается не только традиционным способом дублирования механических агрегатов, трубопроводов и электрических цепей. Повышенной надежностью обладают и электронные системы, построенные по модульному принципу и имеющие открытую архитектуру. В случае отказа одного процессора решение его задач берут на себя другие процессоры. Например, вышедший из строя процессор РЭБ начинают подменять процессоры других комплексов — РЛС, связи, обороны.

Все это, конечно, прекрасно. Можно надеяться, что ПАК ДА станет эффективным бомбардировщиком. Когда-нибудь. Потому что есть подозрения, что вот-вот появится некий документ, аналогичный стратегии развития флота, и проект ПАК ДА заморозят до лучших времен — когда появятся деньги. И когда, разумеется, Ту-160М2 начнет исчерпывать свои возможности. Появление двух «стратегов» в одном десятилетии — это явный перебор. И экономический, и стратегический. Может быть, и концептуальный, но генералам, разумеется, виднее.

Владимир Тучков

источник - https://svpressa.ru/war21/article/205333/


This page was loaded Dec 13th 2018, 12:41 am GMT.